Агитпоезда и агитпароходы

После Октябрьской революции 1917 года в России появились необычные театры. Когда началась гражданская война, в которой брат шел на брата, сосед на соседа, «красные» на «белых» и наоборот, «красные» большевики быстро догадались, что не одними штыком и пулей можно завоевать власть. С помощью искусства тоже. Воюющие люди остаются людьми: им важны не только приказы и команды, но и яркое слово, горячие чувства, искренние эмоции. Поэтому командиры Красной Армии приказывали создавать агитпоезда и агитпароходы. Цель преследовалась одна – заманивать на селение в якобы лучшую, чем прежде, социалистическую жизнь, уговаривать полюбить новую рабоче-крестьянскую власть.

Особенно подобные разъяснения требовались в российской глубинке, в отдаленных от центра войсковых частях. Решили посадить в агитпоезда и на агитпароходы артистов, и вперед! Пусть дают театральные и концертно-эстрадные представления, прославляющие большевиков. В конце 1919 года Андижанский городской военный комиссариат отправил на специально оборудованной ж/д платформе художественную агитбригаду Узбекского театра имени К. Маркса для выступления перед бойцами и населением. А в 1920 году, когда в Крыму шли последние бои «красных» против «белых», командиры Юго-Западного фронта снарядили в самое пекло боев очередной агитпоезд. Он имел в своем составе два «вагона-театра». В 1920-1921 годах в прифронтовых районах Петрограда выступал специальный вагон во главе с цирковыми артистами братьями Танти и В. Лазаренко. Конечно, артистам-агитаторам пришлось нелегко, но они воспринимали повороты своей судьбы как подарки. Многие из артистов свято верили в то, что они помогают великому справедливому делу. Такие же театральные бригады плыли на агитпароходах по российским рекам. Среди них были агитпароходы «Трудфронт», «Яков Свердлов», который имел свою драматическую труппу, оркестр и концертно-эстрадный ансамбль.

Театрально-концертный опыт гражданской войны пригодился России во время войны 1941—1945 годов. И опять агитпоезда и агитпароходы шли на передовую, и опять их обстреливали и взрывали. Снова артисты думали, что рискуют жизнью во имя высших целей, и, как в начале века, выходили на фронтовые временные подмостки с мыслью, что быть в пекле грозных событий им предначертано судьбой. Что представляли из себя агитбригады, разъезжавшие по России в разные времена? Небольшие профессиональные или самодеятельные театральные коллективы. Агибригады существовали так сравнительно недавно, что, спросив о них родителей, бабушек и дедушек, вы можете узнать: некогда и ваши родственники принимали участие в выступлениях этих летучих театральных коллективов. Так что ни один прожитый человечеством день не исчезает в никуда: назавтра мы его обретаем, как страничку истории.