Институт наказания в утопическом правовой философии

Осмысление негативных сторон утопической реальности в последние десятилетия прочно вошло в научный оборот. Но нередкое для нашего времени максималистическое отрицание прошлой системы ценностей, примитивное истолкование исторических процессов по принципу “черное-белое”, подмена понятий (нередко намеренная) постепенно приводят к созданию довольно странных смысловых рядов, где не работают законы формальной логики и царит исследовательский произвол. В результате последовательность «утопия» – «коммунизм» – «тоталитарное общество» – «утопия» воспринимается уже почти как аксиома, а «зловещая» сущность каждого из звеньев этой цепи оказывается неясной разве что только патологическому оптимисту.

С учетом подобных тенденций нам, видимо следовало бы построить исследование в обличительном тоне и показать: 1) абсурдные основания утопии во всех ее проявлениях; 2)

абсурдную сущность правовых институтов утопической действительности; 3) абсурдный характер самого вопроса о каких бы то ни было правовых институтах в их отношении к утопии как таковой и утопическому правовому философствованию. Однако даже совершенно нигилистическое отношение к утопии не способно опровергнуть абсурдность именно такого понимания утопических исканий человеческой мысли.

Осознав это, можно занять более «умеренную» позицию. Для этого достаточно немного сместить акценты и с пафосом обвинить утопию «лишь» в изначальной античеловечности в виду ее сходства с марксистским пониманием справедливого устройства общества. Но в таком случае мы явно поставим телегу впереди лошади, поскольку Мор и Кампанелла не были знакомы ни с «Немецкой идеологией», ни с «Анти-Дюрингом».