Наука и цивилизационный контекст

На протяжении всей жизни на Земле человека окружает огромное количество вещей и предметов: различных по форме, структуре, типу. Иногда их можно объединить между собой по общим признакам, таким образом, образуются определенные феномены. Возьмем для примера культуру. Культура – очень широкое понятие.  На сегодня в культурологии (науке о культуре) бытует около 500 определений. На сегодня в науке существует множество различных концепций культуры, которые по-своему структурируют ту или иную информацию о ней. Кстати о информации, на сайте Вы сможете забронировать билеты на поезд и самолет, автобусы.

Следовательно, культура – сложная система, включающая в себя уровень развития общества, определяет модель поведения его граждан, позволяет накапливать знания. Культура объединяет в себе такие категории как наука (включая технологии) и образование, искусство (литература живопись, музыка, театр и др.), мораль, сферу бытовой жизни и мировоззрение человека. Термин культура употребляется сегодня практически во всех сферах деятельности человека. В процессе развития человечества представление о культуре менялось и наполнялось все новым и новым содержанием.

Таким образом, в разные эпохи, в соответствии со знаниями, которыми владело человечество, создавались различные концепции культуры – то есть, так называемая, система представлений, которая могла касаться, как природы развития культуры (имеется в виду общество) так и ее типа.

Одной из таких концепций культуры является концепция Освальда Шпенглера, ключевыми понятиями которой являются понятия «цивилизация» и «культура», где он показал различия между этими понятиями.

Что важно, эти понятия часто отождествлялись. Итак, О. Шпенглер рассматривал культуру как живой организм, выделяя три стадии (циклы) ее развития. Это стадии детства (варварство первобытного общества), юность (начало развития политической организации, искусства и науки), зрелость (расцвет всех важных сфер общественной жизни) и старость с ее ¬ спутником – смертью.

Цивилизация за Шпенглером: «… это период творческого бесплодия конкретной культуры. Характерными ее свойствами являются дегуманизация, милитаризация и бюрократизация, доминируют скептицизм и нигилизм ».

Какая же связь имеют цивилизация и наука – один из интересных вопросов, который можно выделить из этой концепции. Как сам автор  возражал он влияние науки на развитие цивилизации, или наоборот? Как он вообще рассматривал феномен науки в культуре?

Итак, поскольку в одном из циклов, который проходит каждая культура является юность, который характеризуется заметным прогрессом науки, то это признак того, что наука есть – неотъемлемым фактором развития любой культуры, ведь именно благодаря этому этапу, происходит расцвет всех важных сфер общественной жизни в следующем этапе – зрелости.

Наука выступает, как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизацию можно рассматривать как совокупность условий для реализации этих возможностей.