Путешествующим по воде

Каждое лето тысячи любителей путешествий отправляются на лодках и байдарках по рекам нашей страны. От них не требуют сдачи правил навигации. Но точно так же, как пешеходы на городских улицах, они должны соблюдать основные из правил движения — от этого в конечном счете зависит их собственная безопасность.

Одна из сложностей плавания по судоходным рекам состоит в умении разминуться со встречными или обгоняемыми судами. Для этого существует незыблемое правило: встречные суда всегда расходятся левыми бортами, прижимаясь к правой по ходу стороне фарватера. Здесь следует отметить, что чрезмерное сближение маломерного судна с крупным всегда чревато последствиями: согласно законам физики, между сблизившимися судами возникает область пониженного давления, и они «присасываются» друг к другу. При этом легкое судно перестает слушаться руля, что практически исключает возможность предотвратить столкновение.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ КАК ДНЕМ, ТАК И НОЧЬЮ, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ, КОТОРЫМИ ВСЕ СУДА ИЗВЕЩАЮТ О СВОЕМ «ПРИСУТСТВИИ». ЭТИ СИГНАЛЫ МОГУТ ПОДАВАТЬСЯ СВИСТКОМ, ГУДКОМ ИЛИ СИРЕНОЙ.

– 5 коротких сигналов. Они означают, что подающее их судно предупреждает окружающих о какой-то опасности и требует повышенного внимания. Услышав этот сигнал, необходимо остановиться.

– 4 коротких сигнала. Они означают, что подающее их судно собирается сделать разворот или встать на якорь. Чтобы избежать столкновения, нужно сбавить ход и внимательно следить за маневрами судна, подавшего сигнал.

– 2 продолжительных сигнала подает судно, когда его машины работают на задний ход. Будьте осторожны: судно движется кормой вперед.

– 1 продолжительный, 3 коротких и 1 продолжительный сигнал. Их подает судно, чтобы обратить на себя внимание. Во избежание столкновения внимательно следите за его маневрами.

– 1 продолжительный, 1 короткий и 1 продолжительный сигнал. Это значит, что судно просит подойти к его борту. Соблюдая осторожность, обязательно выполните просьбу: напрасно вас подзывать не будут.

– 3 коротких сигнала. Это тревога: человек за бортом! Услышав сигнал, нужно принять все меры к спасению попавшего в воду человека.

Интересные статьи заслуживают особого внимания. Но не обязательно их писать самому, например есть биржа копирайтинга textsale. Профессиональные писатели с большим опытом работы и огромным словарным запасом ждут Вас, чтобы изложить свои мысли в буквы.

ВО ВРЕМЯ ТУМАНА, СНЕГОПАДА, СИЛЬНОГО ЛИВНЯ И ПРИ ДРУГИХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ВИДИМОСТЬ, ПОДАЮТСЯ ОСОБЫЕ ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ:

– 3 продолжительных сигнала через каждые 2 минуты. Ими извещают о своем «присутствии» самоходные суда в движении.

– 2 продолжительных сигнала через каждые 3 минуты подают самоходные суда на стоянке.

– Частые удары в колокол с перерывами в 2—3 минуты извещают о несамоходных судах на стоянке, паромных переправах и наплавных мостах.

В СЛУЧАЕ БЕДСТВИЯ СИГНАЛЫ ПОДАЮТСЯ ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ:

– свистком, гудком, сиреной — в виде повторяющихся продолжительных сигналов;

– колоколом — в виде непрерывных ударов;

– огнем — в виде частых миганий или перемещений мачтового белого огня вверх и вниз;

– флагом на мачте — перемещая его , вверх и вниз (днем);

– выстрелом красной ракеты;

– фальшфейером (огнем типа бенгальского) с красными звездами;

– по радио или светом — подавая сигнал «SOS» азбукой Морзе (три коротких, три длинных, три коротких сигнала). Эти сигналы призывают немедленно прийти на помощь. Помогая попавшему в беду судну, помните, что точно так же все, кто сможет, придут на помощь вам, если вы подадите любой из сигналов бедствия.

НОЧЬЮ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ВСЕХ СУДАХ, НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ РАЗМЕРОВ, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЗАЖИГАЮТСЯ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОГНИ.

– Белый огонь на носу зажигают гребные лодки и шлюпки .

– Бортовые отличительные огни — по левому борту красный и но правому зеленый — несут парусные суда .

– Кроме бортовых красного и зеленого, еще один, белый, огонь на мачте несут все моторные суда.

– К белому мачтовому огню . добавляют еще один или несколько красных огней танкеры с грузом.

– Два белых-огня друг над другом поднимают на мачте.суда-буксировщики, ведущие на буксире сухогрузные баржи.

ПО СИГНАЛЬНЫМ ОГНЯМ ЛЕГКО ОПРЕДЕЛИТЬ, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕТСЯ СУДНО.

– Цветные огни на мачте и по бортам означают, что судно “движется навстречу. При этом зеленый огонь горит на правом борту идущего судна, а красный — на левом.

– «Треугольник» из белых огней означает, что паротеплоход движется от вас.

– Красный огонь на мачте в сочетании с обязательными бортовыми огнями несет пожарное судно, идущее на тушение пожара. Если это судно, пересекает ваш курс справа налево, то тогда будут видны только красные огни: .отличительный правого борта и мачтовый.

– Белый и зеленые огни на мачте несет грузовой теплоход-сухогруз. Если он пересекает ваш курс слева на право, видны только огни на мачте и зеленый огонь правого борта .

– Два бортовых огня — зеленый и красный — означают, что навстречу движется парусное судно.

НАРЯДУ С СИГНАЛАМИ, КОТОРЫЕ ПОДАЮТ СУДА, ЕСТЬ СИГНАЛЫ И ЗНАКИ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА РЕКЕ И ЕЕ БЕРЕГАХ.

– Фарватер реки — ее судоходная часть, предназначенная для прохода судов с достаточно большой осадкой,— обозначается бакенами: белым — левая по течению граница фарватера (ночью горит белый огонь), красным — правая по течению граница фарватера (ночью — красный огонь).

– На подходах к узким местам реки, крутым изгибам русла и опасным перекатам на берегу устанавливается знак «Сигнал», на котором ночью горит зеленый огонь. Все самоходные суда перед проходом этого знака подают продолжительный звуковой сигнал. «Маломерный флот» на этом участке должен уступать дорогу крупным судам.

– На мостах пролет для прохода судов, следующих вверх по течению, обозначается красным квадратом, а для судов, идущих вниз по течению,— красным ромбом. Ночью проходы обозначаются красным огнем, а границы пролета —зелеными огнями. Чтобы избежать столкновения, следует строго придерживаться указания знаков.

– На наплавных мостах место прохода судов обозначается днем мачтой, ночью на правой стороне пролета два красных огня, а на левой —два белых огня. Если на мачте горит вверху красный, а внизу зеленый огонь, проход – разрешен судам, идущим вверх по течению. Зеленый же огонь над красным открывает проход судам, идущим вниз по течению.

– Перед шлюзами, а также у: заградительных и аварийных ворот каналов устанавливаются двузначные светофоры. Увидев такой светофор, следует сбавить ход и быть предельно внимательными: при красном свете вход запрещен, при зеленом — разрешен.

– На каналах бакенов нет. На берегах здесь установлены белые путевые знаки, причем ночью левобережный знак светится зеленым огнем, а правобережный — красным.

– На паромных переправах каналов для сигнализации устанавливаются: мачта на самом пароме и светофор на берегу. Проход разрешается, если на мачте висит черный цилиндр или на светофоре зеленый свет. На мачте красный конус или на светофоре красный свет — проход воспрещен.

Таковы основные сигналы и знаки, определяющие обстановку на реке. Выучив их, можно пускаться в путешествие. Счастливого плавания!